Когда будет построен российский десантный вертолетоносец? — В правительстве определили проектировщика и строителя российского вертолетоносца

<br />
Когда будет построен российский десантный вертолетоносец? — В правительстве определили проектировщика и строителя российского вертолетоносца<br />

Фото:
Версия

История вопроса в мире

Во флотах всех стран, даже небольших, есть десантные корабли и катера. Высаживать десанты в современном понимании начали еще в Первую мировую войну. В России к 1916 году были построены десантные баржи типа «Болиндер» и десантные корабли типа «Эльпидофор», принимавшие участие не только в Первой мировой и гражданской войнах, но и отдельных операциях Второй мировой на Черном море. Закончились Вторая Мировая и часть войн периода «холодной» войны. Все десанты высаживались по одной схеме. Десантные корабли подходили к берегу (как говорят моряки, «на упор») и высаживали пехоту и бронетехнику. В принципе, такой способ высадки сохранился в тактике морских десантов и сейчас. Но есть один момент. Скорость десантных кораблей невелика, и противник может их уничтожить ещё до подхода к берегу. В СССР спроектировали и построили несколько типов десантных кораблей на воздушной подушке, но это могло быть выходом только в определенных ситуациях. Сейчас классические десантные корабли используются только для высадки, когда не ожидается серьезного ответного удара по десантным кораблям. В середине 60-х годов ХХ века американцы предложили тактику загоризонтной высадки. Десантные корабли, оснащенные вертолетами и конвертопланами, десантными катерами на воздушной подушке и простыми десантными катерами, находятся на расстоянии 50 — 100 км от места высадки вне зоны действия береговых ракетных и артиллерийских комплексов противника. Десант перевозится на вертолетах, конвертопланах по воздуху и на быстроходных катерах по воде. По этой концепции в США были построены семь десантных вертолетоносцев типа «Иводзима». (LPH-2, 3, 7. 9. 10, 11, 12). Это был первый шаг. Корабли типа «Иводзима» могли проводить загоризонтную высадку, но только пехоты и только по воздуху вертолетами. Следующим шагом стало строительство универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Тарава». Основное отличие «Таравы» от «Иводзимы» заключалось в наличии специальной док-камеры. В ней находились десантные катера или суда на воздушной подушке. Эти корабли уже могли осуществлять высадку десанта и по воздуху и по воде. Всего было построено пять кораблей LHA-1 — LHA-5. Им на смену пришли универсальные десантные корабли типа «Америка». Всего планируется построить 12 таких кораблей. На сегодня построено три — LHA-6 — LHA-8. Они повторяют своего предшественника, но на более высоком технологическом уровне. По большому счету, их можно считать легкими авианосцами, т.к. они могут нести самолеты с вертикальным взлетом F-35. В мире такая идея, что называется, прижилась. В Великобритании был построен (сейчас он уже списан и продан Бразилии) десантный вертолетоносец HMS «Ocean» L-12. Корабли меньших размеров состоят на службе еще в десятке стран. Во взаимодействии с этими кораблями действуют десантно-вертолетные корабли доки. По сути, они решают те же задачи, что и универсальные десантные корабли, но они меньше, дешевле и их достаточно много во флотах разных стран. Отряд из одного универсального десантного корабля и двух десантно-вертолетных кораблей доков может осуществить загоризонтную высадку 2 000 морских пехотинцев с автомобильной и бронетехникой. В ХХI веке такие корабли стали называть кораблями проекции силы.

История вопроса в СССР и России

В СССР всегда шли своим путем. Иногда это было оправдано. Военно-морская доктрина страны не предусматривала проведение десантов на далеких заморских территориях. Флоту вполне хватало классических больших десантных кораблей (БДК). С 60-х по 80-е годы были построены 14 БДК проекта 1171 шифр «Тапир» и 28 БДК проекта 775 и 775-2. Эти корабли водоизмещением около 5 000 тонн перевозят до 400 десантников с техникой. Вертолетов и десантных катеров на них нет. Они долгие годы являются рабочими лошадками десантного флота СССР и России. Но конструктора не сидели без дела. Был подготовлен проект десантного вертолетоносца на базе гражданского газотурбинного ролкера типа «Капитан Смирнов» — проект 10200. шифр «Халзан». Ещё одним подходом к проблеме был проект 11780. Конструктора взяли за основу тяжелые авианесущие крейсера типа «Минск» проект 1143 и переделали их под задачу загоризонтной высадки десанта по образцу «Таравы». В советских судостроительных кругах этот проект имел прозвище «Иван Тарава». Проекты были прорывными, и у корабелов и военных моряков вызвали живой интерес. Однако флот от них отказался. Горшков не дал хода этим проектам, так как понимал, что они не вписываются в идеологию ЦК. КПСС. Ситуация была аналогично той, когда Политбюро запретило строить в СССР авианосцы (Авианосцы — это оружие американских империалистов) и согласилось на строительство авианесуших крейсеров. На коммунистическом олимпе грозно спрашивали: зачем СССР десантные вертолетоносцы? Где их будут применять? Идеология в очередной раз победила здравый смысл.

Тем не менее, флот до развала СССР успел ввести в строй два типа десантных кораблей, отвечающих новым веяниям. Правда судьба у них была не долгой и печальной. Были построены три БДК проекта 1174 шифр «Носорог»: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (оба Тихоокеанский флот), «Митрофан Москаленко» (Северный флот). Это были корабли водоизмещением 14 000 тонн, соединяющие в себе качества БДК и десантно-вертолетного корабля. БДК проекта 1174 мог высадить десант на берег, у него были носовые аппарели. Но он также имел две вертолетные площадки, нес 4 вертолета Ка-29 (корабельный транспортно-боевой вертолет). В носовой части БДК расположен танковый трюм длиной 54 м, шириной 12 м и высотой около 5 м. Он применялся при высадке на берег «на упор». В кормовой части расположена доковая камера длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. В доковой камере помещались 6 десантных катеров проекта 1785 или 1176. или три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 шифр «Кальмар», или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 шифр «Серна». Эти корабли были настоящим прообразом западных универсальных десантных кораблей. Единственным отличием от них было то, что на «Носорогах» не было сплошной полетной палубы, две посадочные площадки находились на корме и в средней части корабля. Они были соединены специальным проходом для доставки вертолетов. Кроме этого, наши корабли имели значительно более мощное пушечное и ракетное вооружение, чем западные аналоги. Корабли могли высадить на берег 500 морских пехотинцев и 50 танков, или 80 бронетранспортеров.

Вторым проектом, появившемся перед развалом СССР, стал корабль «Анадырь», проекта Р-756. Для того, чтобы понять, что это был за корабль, нужно сделать небольшое отступление. В 70-х — первой половине 80-х годов в мире коммерческого судоходства была очень популярна идея перевоза грузов в лихтерах. К тому времени быстро развивались контейнерные перевозки, массово строились суда-контейнеровозы. Морские инженеры задумались — а что если увеличить масштаб и перевозить грузы не в контейнерах, а в небольших баржах-лихтерах? Идея подразумевала загрузку лихтеров в небольших морских, или даже в речных портах, и буксировку лихтеров по воде в порты, куда должны заходить большие суда-лихтеровозы. Лихтеры загружаются на них с воды и перевозятся в любую точку земного шара. Там операция повторялась в обратной последовательности. Под эту идею в мире построили несколько десятков огромных судов-лихтеровозов. В СССР были построены суда типов «Стахановец Котов», «Юлиус Фучек» и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Однако, что-то пошло не так. Лихтерные перевозки в мире не пошли, и лихтеровозы в конечном итоге переоборудовали под другие задачи. В конце 80-х годов Министерство обороны заказала в Финляндии лихтеровоз. Заказ был, понятное дело, залегендирован, но уши, как говориться, торчали. «Анадырь» имел двигатели, мощность которых позволяла идти со скоростью 21 узел, что говорило о его некоммерческом применении. Кроме того, на корабле была предусмотрена полетная палуба для вертолетов. Для каких целей предусматривалось использовать «Анадырь» до сих пор точно неизвестно, но на Тихоокеанском флоте корабль вошел в состав 22-й дивизии десантных кораблей. Эта дивизия отвечала за проведение десантных операций в дальней океанской зоне…

Судьба этих четырех кораблей незавидна. Через 6 лет службы «Анадырь» был продан за границу и переделан в буровое судно FPSO «Petrojarl Foinaven». 29 мая 2003 года Московский гарнизонный военный суд приговорил контр-адмирала Юрия Кличугина к 4,5 годам лишения свободы за продажу «Анадыря». «Иван Рогов» был списан, а два других «Носорога» законсервировали. Они до сих пор стоят в базах консервации. Было много споров, восстанавливать их, или нет. В конечном итоге, принято решение об их утилизации. Решение тем более странное, что после ремонта два таких корабля могли бы, не подходя к берегу высадить 1 000 морских пехотинцев с тяжелой техникой. Да, они уступают современным американским УДК по возможностям, но «Носороги» существуют и их вполне реально вернуть в строй действующих кораблей.

Современная Россия

В конце нулевых годов Российский флот стал восстанавливать свои возможности. Программа строительства включает все классы кораблей и судов. Применительно к десантным кораблям к военным пришло понимание о необходимости в ближайшем будущем иметь в составе флота корабли проекции силы. Такое решение определяет логика мирового развития. Историю с «Мистралями» знают все. В сухом остатке у России оказалась техническая документация на проект и некоторый опыт постройки. Кормовые части УДК «Севастополь» и «Владивосток» строились в Санкт-Петербурге, и потом буксировались во Францию. Стало понятно, что надо строить корабли своими силами. После длительных проволочек были достроены два БДК проекта 11711 «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Справедливости ради надо сказать, что рекордная длительность строительства была связана с неоднократно менявшимися требованиями к кораблю со стороны Министерства обороны. Немногие знают, что первоначально они должны были быть десантными кораблями класса река-море, способными проходить через шлюзы Внутренней водной системы. Фактически, получились обычные БДК, только с вертолетной площадкой и двумя вертолетами Ка-29. Заложили ещё одну пару кораблей по переработанному проекту с усиленным вооружением. Но эти корабли должны придти на замену старым советским БДК. А что же с универсальными десантными кораблями? После скандала с «Мистралями» Невским проектно-конструкторским бюро был разработан проект УДК, получивший шифр «Прибой». Впервые макет «Прибоя» был показан на форуме «Армия-2015». Потом он дорабатывался, но, в принципе, остался с теми, же характеристиками. Водоизмещение — около 24 000 тонн, скорость 22 узла, несет 16 вертолетов Ка-29, Ка-52К, Ка-31. Вместимость десанта 500 человек и до 50 единиц техники. За исключением количества вертолетов, эти данные напоминают советских «Носорогов»!

Прошел трехлетний период споров и обсуждений. И вот наконец было объявлено решение, произведшее эффект разорвавшейся бомбы. Проектировать новые российские УДК будут в Татарстане, в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро судостроительного завода имени Максима Горького, входящего в корпорацию «Ак-Барс». Строить же УДК будут в Крыму, на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, который контролируется тем же Зеленодольским судостроительным заводом, т.е. корпорацией «Ак-Барс». Закладку планируют на май 2020 года, а головной вертолетоносец флот должен получить до конца 2027. Сразу возникла масса вопросов, которые целесообразно систематизировать.

1. Зеленодольский судостроительный завод — одно из лучших предприятий отрасли. Ни разу в Зеленодольске не сорвали сроков сдачи кораблей, и в Министерстве обороны они на отличном счету. Но в Зеленодольске всегда строили корабли среднего и малого водоизмещения. Начинал завод в 30-е годы со строительства бронекатеров и больших охотников проекта 122-бис. В советские годы самыми большими кораблями, построенными на заводе, были малые противолодочные корабли проекта 1124 и 1124М шифр «Альбатрос», водоизмещением 1 000 тонн. Строили они и различные вспомогательные суда. В российский период завод построил серию сторожевых кораблей проекта 11661 шифр «Гепард 3.9». Было построено два корабля для Каспийской флотилии «Татарстан» и «Дагестан» и четыре корабля для ВМФ Вьетнама. Строительство серии для Вьетнама продолжается. Водоизмещение «Гепардов» около 2 000 тонн. Прославился завод и строительством серии малых ракетных кораблей проекта 21631 шифр «Буян-М». водоизмещением 900 тонн. Заказ же предусматривает проектирование УДК водоизмещением от 20 000 до 30 000 тонн.

2. Строительство УДК в Керчи на заводе «Залив». Ситуация с заводом очень неоднозначная. С одной стороны, «Залив» обладает большим сухим доком длиною 300 метров, в котором можно строить корабли и суда практически любых классов. Самыми большими судами, построенными на «Заливе» в советское время, была серия первых и последних советских супертанкеров проекта 1511 типа «Крым», водоизмещением 180 000 тонн. Так что с возможностями завода все в порядке. С другой стороны, за украинский период своей истории завод растерял все свои компетенции, как по технологиям, так и по кадрам. Необходимы очень большие вливания, чтобы строить на нем военные корабли водоизмещениям 20 000 — 30 000 тонн. С третьей стороны, судостроительные заводы, строящие корабли большого водоизмещения, такие как Балтийский завод и Адмиралтейские верфи сейчас загружены заказами, и, возможно, решение в пользу «Залива» оправдано.

3. Исторически сложилось так, что все авианесущие корабли в стране проектирует Невское ПКБ. Почему головной проектант нового УДК будет в Зеленодолске пока не понятно. Скорее всего, будет компромисс: головным назначат Зеленодольское ПКБ, а оно значительную часть работ закажет на стороне

Заключение

Все эксперты сходятся в одном — эта информация иллюстрация лоббистских возможностей президента Татарстана Рустама Минниханова и главы «Ак-Барса» Рената Мистахова. Ведь такой заказ — это не только огромная ответственность, но и огромные деньги. На кону десятки миллиардов рублей. Получится ли у зеленодольцев и керчан решить эту задачу — покажет время.

rambler.ru